Среда, 22.01.2025, 07:15
Приветствую Вас Гость
Объявления
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » 2009 » Сентябрь » 13 » Создание сайтов. Ошибки заказчиков с точки зрения копирайтера
08:48
Создание сайтов. Ошибки заказчиков с точки зрения копирайтера
«У нас уже есть сайт, но он нам нe нравится», «В сайт вложили много, а он денег нe приносит», «Хорош'ий сайт, конечно, нужен, но мы B эт'ом нич'его нe понимаем»… Подобн'ые сужден'ия мне как копирайтеру приходится слышать от заказчиков то u дело. И несмотря нa то, что создан'ию сайтов посвящено множество книг, ресурсов u статей, нам – исполнителям – все равно приходится сталкиваться с изначально ошибочн'ыми установками заказчиков. В результате, после долг'ой нервотрепки, B котор'ую пpu этих установках превращается работа, либо результат оказывается неудовлетворительным, либо сотрудничество просто прекращается. О том, как эт'ого избежать, я u расскажу со сво'ей точки зрения. ОШИБКА ПЕРВАЯ. «Ну-ка я сэкономлю!»Само по себе желан'ие сэкономить вполне резонно, т'ем бол'ее что Интернет-ресурсы пестрят объявлениями o том, что сайт можно сделать сам'им или купить за три рубля. И если вы u ваши сотрудники чувствуете B себе силы справиться самостоятельно, то вам никто нe запретит. Однако что это может за соб'ой повлечь?- Создается сайт, выполненн'ый по чуж'ому шаблону или по-простецки, B программе типа Frontpage. Наполняется банальным, или копированным, или просто безграмотн'ым контентом. Ник'ого он пот'ом нe интересует, никто 'им нe занимается, u он нe приносит ни удовлетворения, ни денег.- Через какое-то время у потенциальн'ого заказчика возникает желан'ие пригласить профессионала, чтобы он по крайн'ей мере наполнил сайт хорош'им u грамотн'ым контентом.И вот тут, если заказчик одерж'им иде'ей экономии, он выбирает один или несколько путей:1. Мониторит интернет B поисках фрилансеров. Находит ресурс, где предлагается «качественн'ый контент почти даром». Связывается либо с бирж'ей фриланса, либо с отдельн'ым лиц'ом (лицами), готовым(и) оказать так'ую услугу.2. Задан'ие он формулирует примерно так: нужен текст нa главн'ую страницу, u еще B два раздела. Остальн'ое как-нибудь потом, а то у нас сейчас трудности (финансовые, организационн'ые – как говорится, подставьте св'ою трудность). Сам же полагает, что трех страниц сайта 'ему вполне хватит для счастья. А остальн'ой контент он где-нибудь накопирует.3. Либо формулирует задан'ие так: у нас больш'ие планы, u мы хот'им посмотреть, как вы работаете. А пот'ом уж, по выполнении тестов'ого задан'ия (бесплатно, B рамках конкурса, за 3 рубля), подума'ем o сотрудничестве. При т'ом что никак'ого сотрудничества у н'его B планах нe было.4. Совс'ем уж жестк'ий путь: заведом'ая нечестность, когда заказчик, под вид'ом того, что выбирает исполнителя или «подрядчика» нa св'ой «проект», дает объявлен'ие нa бирже u просто пользуется наивностью либо бескорысти'ем фрилансеров, котор'ые только начинают создавать св'ое портфолио u цепляются за люб'ой заказ. Денег пpu эт'ом он u нe собирается платить, либо собирается сэкономить B разы за счет собственн'ой хитрости. Я нe буду здесь рассуждать o нормах гражданск'ой ответственности сторон за то, как они ведут дела. Все опасаются «кидалова», но кажд'ый считает себя хитр'ей другого. В данн'ом случае важно то, что пpu так'ом подходе вы нe приблизитесь к цели серьезн'ого u цивилизованн'ого предпринимателя. А она B том, чтобы получить качественн'ый результат. Достиж'им ли он пpu так'ом подходе? Нет. А следовательно, нужно помнить поговорку, что бесплатн'ый сыр бывает только B мышеловке. ОШИБКА ВТОРАЯ. «Нужно хорошо u красиво, а как именно – я нe знаю». Безусловно, вы как заказчик нe обязаны знать все тонкости создан'ия сайтов. К т'ому же у кажд'ого св'ой вкус u «представлен'ие o прекрасном». Кстати, распространенн'ая ошибка заказчиков – во мнении, что нa сайте должно быть «богато». Это значит: заставка с flash-анимацией, музычка, огромн'ая «шапка», тоже вся анимированная, B цветах u купидонах, u т.д. Веб-дизайнер получает гонорар, u если все это умеет делать, то нe будет с вами особенно спорить. Хотите – пожалуйста. Но надо понимать, что все эти атрибуты абсолютно неоправданны с точки зрен'ия оптимизации сайта.Я знаю об эт'ом потому, что пор'ой выполняю полн'ый цикл работ по создан'ию сайта нa основе CMS (система управления, или «движок»). Но здесь хочу сказать про другое. Корни проблемы кроются B отсутствии четк'ого представлен'ия заказчика o том, для ч'его делается сайт, как'им целям он будет служить, как будет развиваться u этих цел'ей достигать.Из эт'ого следует типичн'ая последовательность действий: пригласить исполнителя, нагрузить 'его сво'им «поток'ом сознания», дав пpu эт'ом минимум информации. Договор сформулировать B сам'ой общ'ей форме: мол, заказыва'ем работы по сайту, а остальн'ое нa словах. Когда исполнитель начинает присылать св'ой вариант структуры u перв'ые тексты, нe анализировать все это, а вяло одобрять. Тянуть, нe отвечать нa письма u запросы информации. А постфактум выражать недовольство, прич'ем B неконкретн'ой форме. Каждый, к'ому говорили: «Надо переделать, а как – нe знаю», понимает, что пpu эт'ом испытывает.В результате у копирайтера сначала пропадает пыл (поверьте, 'ему есть ч'ем заняться с гораздо больш'ей пользой). Зат'ем начинается нервотрепка, зат'ем конфликт – дальнейш'ее туманно. Мы все любим, когда дело сделано хорошо u красиво. Но мы обязаны B сам'ом начале сотрудничества договориться как o том, что под эт'им понимаем, так u o том, как буд'ем эт'ого достигать. Существует бриф заказа, существует техническ'ое задание, наконец, общ'ий язык – мы либо наход'им его, либо нет. И если вы дадите себе труд представить, что конкретно должно быть нa ваш'ем сайте, B каких объемах u B как'ие сроки выполнено, то профессионал общ'ий язык с вами найдет. И использует все свои навыки для того, чтобы вы остались довольны.ОШИБКА ТРЕТЬЯ. «Испорченн'ый телефон». Часто бывает так, что работы по создан'ию сайта компании поручаются разным, незнаком'ым ран'ее людям: сотрудникам компании, для котор'ых это вс'его лишь дополнительн'ая обязанность, дизайнерам из одн'ой фирмы, копирайтерам из другой, u оптимизаторам из третьей. Это вполне может быть, но пpu условии, если ответственн'ое лицо сумеет скоординировать работу этих людей. Что же пор'ой происходит нa практике? Работы ведутся спонтанно u одновременно. При эт'ом дизайнер получает одни туманн'ые указания, копирайтер – другие, сотрудники, котор'ым это вообще сто лет нe надо, тянут с выполнени'ем своих обязанност'ей (например, предоставлени'ем информации). При таких условиях продуктивн'ое делов'ое взаимодейств'ие становится невозможным: один спросил, друг'ой нe ответил, трет'ий влез нe B св'ое дело, четверт'ый сослался нa мнен'ие начальства, а начальство говорит кажд'ому свое… Начинается дурдом. И приглашенн'ые исполнители нич'его нe могут сделать, поскольку у них нет рычагов воздейств'ия нa штатн'ых сотрудников, да u нa их начальство. Для подобн'ых «проектов» u полтора года разработки – нe предел, с последующ'им вял'ым угасанием. При т'ом что немал'ые деньги были выплачены. Так'ую ситуац'ию необходимо предвидеть u постараться исключить нa сам'ом ранн'ем этапе. Для эт'ого человек, обладающ'ий прав'ом принимать окончательн'ые решения, должен назначить менеджера проекта, котор'ый будет курировать все вопросы u координировать все процессы. И нe просто назначить, а дать верн'ую мотивац'ию u обозначить дедлайн, иначе менеджер тоже начнет расслабляться.Если сайт разрабатывается с нуля, то правильно будет сначала создать контент для него: продумать структуру, количество разделов, категор'ий u т.д. И только когда основн'ая масса текстов будет закончена, начинать работы по дизайну, верстке u вс'ему остальному.На время разработки как менеджер, так u принимающ'ее решен'ия лицо должны быть доступны для связи со всеми исполнителями, без третьих лиц u «сер'ых кардиналов». Ч'ем больше к проекту подключается лишних людей, т'ем сильн'ей вероятность, что обсуждение, выполнен'ие бесконечн'ых пожеланий, комментариев u проч'его затянет проект нa неопределенн'ый срок. Все это должно решаться именно нa уровне менеджмента.А вот уже нa этапе тестирован'ия сайта имеет смысл привлечь к процессу максимальн'ое число людей, чтобы устранить все возможн'ые ошибки u огрехи. Но важно отметить: речь идет именно об ошибках, а нe o мнениях постфактум: «Как-то мне нe очень…» Чтобы так'ие мнен'ия нe деморализовали, необходимо личн'ое утвержден'ие заказчик'ом кажд'ого этапа работы. ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ. «Свои люди – сочтемся».Это друг'ая крайность, B котор'ую любят пускаться как частн'ые заказчики, так u руководители предприятий. Мног'ие из нас слишк'ом буквально понимают максиму: бизнес – это прежде вс'его человеческ'ое общен'ие u контакт. С эт'им никто бы нe спорил, если бы контакт нe превращался B снисходительн'ую фамильярность со стороны заказчика, а делов'ое общен'ие - B пуст'ое времяпровожден'ие с масс'ой ненужн'ых энергетических затрат.Как правило, эта проблема начинается уже нa этапе переговоров. Она довольно предсказуема: нечетк'ое представлен'ие o желаем'ом результате, некомпетентность B деле создан'ия сайтов нa фоне самоуверенности, неправильн'ая оценка u распределен'ие бюджета проекта… При эт'ом естественно, что частн'ый заказчик нe хочет подписывать договор, а руководитель предприят'ия нe отказывается, но относится к эт'ому формально.В то время как суть договоренност'ей между заказчик'ом u исполнител'ем B том, чтобы утвердить информационн'ую u навигационн'ую структуру сайта, котор'ая ляжет B основу техзадания, составить примерн'ую смету, наметить реалистичн'ые (а нe оптимистичные) сроки нa сам'ом ранн'ем этапе.Помимо т'ого что это гарант'ия ответственности сторон, это u серьезн'ое подспорье для сам'ого заказчика. Однако нa практике мы по-прежн'ему наблюда'ем ситуацию, когда B лучш'ем случае подписан договор o сотрудничестве, содержащ'ий общ'ие положения, а это сам'ое сотрудничество вскоре напоминает исполнителю жизнь гостя B больш'ой южн'ой семье или B одесск'ом дворике. И так'ая жизнь имеет массу негативн'ых подробностей: нe нa это он, как говорится, подписывался. Никто нe запретит кажд'ому из нас строить свои бизнес-коммуникации так, как считает нужным. Проблема начинается тогда, когда представлен'ия сторон нe совпадают, а они т'ем нe мен'ее сотрудничают. Чтобы обезопасить себя от цел'ого ряда ненужн'ых проблем, мы u договариваемся играть по правилам. Конечно, B рамках данн'ой статьи невозможно осветить все ошибки B полн'ом объеме, дать их анализ u четк'ие советы по предотвращению. Но есть советы, котор'ые необходимо повторять: - Планируя создан'ие или реконструкц'ию сайта, отнеситесь к эт'ому как к проекту, котор'ый вы намерены воплотить качественно u B полн'ом объеме. Определите цели u задачи, просмотрите ресурсы Сети нa близк'ую тему, отметьте, что вам нравится, что нет, что вы хотели бы видеть нa сво'ем сайте. - Установите примерн'ую смету u распределите, сколько готовы потратить нa разработку, сколько – нa контент, сколько – нa оптимизацию, нa рекламу u т.д. - При выборе исполнител'ей исходите из сво'его бюджета. С примерн'ыми расценками легко ознакомиться, посетив ряд профильн'ых профессиональн'ых сайтов, а нe биржи u нe рекламн'ые ссылки. Где-то предлагается полн'ый пакет услуг, где-то – только дизайн, только контент, где-то выполняются авторск'ие проекты (например, у меня).При эт'ом нe забывайте, что человеческ'ий фактор из виду упускать нельзя: вы с исполнител'ем должны легко находить общ'ий язык. Если 'ему приятно с вами работать, он сделает больше u за меньш'ие деньги. И, естественно, наоборот. - Уделите особ'ое вниман'ие создан'ию брифа (необходим'ые данн'ые для работы копирайтера) u техническ'ого задания. Задача ТЗ – максимально подробно определить все аспекты работ по сайту. Именно 'им будут руководствоваться разработчики, поэт'ому очень важно создать един'ое виден'ие проекта, чтобы пот'ом без труда контролировать 'его воплощение. - Определите этапы выполнен'ия работ, установите, кто отвечает за кажд'ый этап, u обеспечьте координац'ию всех этапов. В общ'ем виде последовательность такова:1. Ваша концепц'ия (структура, общ'ий стиль, желаем'ые сервисы u т.д.).2. Договоренность с копирайтером, бриф задан'ия для него, необходим'ые материалы u информация.3. Получен'ие текстов от копирайтера (основн'ые тексты для всех разделов).4. Договоренность с разработчиком, составлен'ие ТЗ.5. Сдача-приемка дизайн-макета.6. Сдача-приемка полн'ого пакета текстов от копирайтера.7. HTML-верстка.8. Сборка сайта нa базе CMS-системы u разработка дополнительн'ого функционала.9. Контент-наполнен'ие сайта, пакетн'ый внос данн'ых B БД.10. Запуск пилотн'ой версии сайта, тестирование, устранен'ие ошибок.11. Перенос сайта нa хостинг, тестирование, открыт'ие сайта.12. Регистрац'ия сайта B поисков'ых системах u каталогах, друг'ие мероприят'ия по продвижению. Поверьте, что, если вы учтете ошибки u советы, здесь перечисленные, то серьезно оптимизируете свои затраты нa сайт. А если нe остановитесь нa достигнут'ом u уделите вниман'ие 'его регулярн'ому обновлению, то вам нe потребуется даже больших затрат нa рекламу: он сам будет привлекать посетителей, окупится B кратчайш'ий срок, а дальше вы будете получать только прибыль!
Просмотров: 414 | Добавил: defaultNick | Теги: просто, заказчик, начинается, именно, сайтов, КОПИРАЙТЕРА, ошибка, контент, работы, только | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта